Designed by:
RUSELPROM RUSELPROM

История НИПТИЭМИстория ПАО «НИПТИЭМ»

Государственный комитет по электротехнике при Госплане СССР 21 сентября 1964 года издал приказ "Об организации в городе Владимире филиала Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики". C этого момента началась история Научно-исследовательского института "ВНИИЭ", позднее переименованного в "НИПТИЭМ".

15 марта 1965 года приступил к исполнению обязанностей директора филиала кандидат технических наук Виктор Михайлович Петров.

Филиал получил на территории ВЭМЗа "Владимирского электромоторного завода", несколько десятков квадратных метров производственной площади и разрешение на проведение научно- исследовательских работ в заводских лабораториях.

Прекрасный подбор специалистов, составивших костяк будущего института, их самоотверженность, умение действовать в любых условиях, их административное и научное мастерство, определили успех дела.

Первой лабораторией института стала лаборатория исследования электрических машин, в которой кандидат технических наук Гаинцев Ю.В. начал исследование добавочных потерь в асинхронных машинах.

В июне 1965 года создано конструкторское подразделение, которое возглавил Эдуард Викторович Горецкий, в том же месяце - лаборатория надежности и долговечности электрических машин под руководством Игоря Михайловича Комлева.

Первоначальный костяк организаторов научной и конструкторской работы укреплялся, концентрировал опытных инженеров, ученых.

С октября 1966 года конструкторские подразделения возглавил кандидат технических наук Артем Эммануилович Кравчик. В институт пришел опытный производственник, кандидат технических наук Феликс Константинович Макаров, в июне 1967 года кандидат технических наук Яков Борисович Тубис.

В 1969 году, впервые разработчики института и ВЭМЗа, были награждены медалями Выставки достижений народного хозяйства, и с тех пор их коллекция регулярно пополняется.

В 1971 году стали бронзовыми медалистами ВДНХ Э.В.Горецкий и С. В. Мартынов, в следующем году число медалистов увеличилось на 18 человек. Золотую медаль получили директор института В.М.Петров и главный конструктор А.Э.Кравчик, серебряные - А.А.Смирнов и Ю.В.Гаинцев. Институт был награжден Дипломом первой степени.

Рекордным количеством медалей ознаменовался 1979 год - 19 сотрудников института удостоены медалей ВДНХ, 61 человек получил свидетельства, а коллектив ВНИПТИЭМ был повторно награжден Дипломом первой степени.

27 июня 1969 года филиал НИИЭМ был преобразован в Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (НИПТИЭМ).

В 1979 году НИПТИЭМ приобрел Всесоюзное значение научно-технического центра по асинхронным двигателям.

ВНИПТИЭМ являлся головной организацией по государственным испытаниям (ГОГИ) единых серий асинхронных электродвигателей общепромышленного и сельскохозяйственного применения с высотами оси вращения от 45 до 355 мм (приказ Минэлектротехпром Госстандарта СССР № 260/343 от 29.07.1980 г. и акт первичной аттестации от 12.09.1981 г.)

Работы по государственным испытаниям проводились в соответствии с утвержденным заместителем Министра электротехнической промышленности в ноябре 1984 г. "Положением об ГОГИ" и утвержденными планами проведения государственных испытаний.

Институтом разработано и поставлено на производство с участием коллектива конструкторов - Кравчика А.Э., Шлафа М.М., Ефимова Г.М., Соболенской Е.А., Ворошилова В.С., Волкова В.В., Мартынова С.В.:

  • 1968-70 гг. - разработка конструкции двигателей серии АО4 (в последствии 4А) изготовление образцов, исследования, проведение испытаний образцов.
  • 1970-1971 гг. - разработка и защита Технического проекта 4А160-250 и 4АН160-250 в Москве (Ворошилов В.С. принимал участие в качестве ведущего конструктора и технического редактора проектов).
  • 1972-80 гг. проводилась разработка модификаций двигателей серии 4А (160-250).

Электрические модификации:

  • с повышенным моментом;
  • с повышенным скольжением;
  • многоскоростные.

Конструктивные модификации:

  • высокоточные 160,180;
  • малошумные;
  • 1978-83 гг. - с фазным ротором 160-250;
  • 1979-80 гг.- со встроенным тормозом 160;
  • 1979-80 гг. для моноблочных насосов 80-280;
  • 1990-93 гг. - для сепараторов;
  • 1984-87 гг. - балансирные машины.

Разработка модификаций специальных двигателей:

  • для морского флота 4А160-250, в т.ч. для рыбцехов, для осевых вентиляторов, для моноблочных насосов морского флота;
  • рудничные;
  • химостойкие;
  • для сельского хозяйства;
  • для тропического климата.

В 80-х годах разработка и освоение серии 4А и модификаций, модернизация 4АМ на заводах отрасли проходила в 1980-90 гг.

В 1981-90 гг. разработана серия АИР.

Распад Союза и уход ряда габаритов за рубеж привел к необходимости разработки двигателей серии 5А со всеми модификациями. Однако, несмотря на резкий отток кадров в перестроечный период, в институте сохранен весь накопленный за время существования богатейший опыт в области конструирования и испытания электрических машин.

В 1997 г. разработаны и сданы МВК морские двигатели 5А 80-90-100 ОМ.

В 1996-97 гг. разработаны и освоены в производстве института 5АНМ315, 5АМ280.

В 1999 г. по заказу Могилева разработан двигатель для троллейбуса с частотным управлением АНТ-155-4БУХЛ. С 1997 г. проводятся разработки двигателей для Перми с целью импортозамещения.

В 2000 г. получены лицензии ГОСАТОМНАДЗОРА России № ЦО-11-101-0776 и № ЦО-12-101-0777.

Разработаны и поставляются двигатели для Нововоронежской АЭС, Ростовской АЭС, Тяньваньской АЭС и др., такие как:

  • 5А 80, 90, 100, 112, 132 - А3
  • АИР56, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315 - А3
  • 5АВ71, 90, 100 - А3.

В 2002 г. НИПТИЭМ прошел сертификацию по системе качества, сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-96 № ВР 02.112.0298.

В настоящее время усилия коллектива направлены на разработку электродвигателей их модификаций серий АИР, 5А, 6А, 7А и двигателей спецназначения.

Ведутся работы по созданию новых видов двигателей: частотно-регулируемых, вентильных, вентильно-индукторных.

Производственная база позволяет изготавливать мелкосерийные партии разрабатываемых электродвигателей.

Поставка продукции проходит под девизом: "Единичное производство - гарантия качества"